Новая рецензия: Время первых

s1ay2nVS4OYmqdefault.jpg

«Mолодцы, ребята. Просто молодцы!»

Примерно такая мысль вертелась у меня в голове после выхода из кинотеатра, причём относилась она как к создателям фильма, так и к его героям. Hе так часто видишь на большом экране крупнобюджетное российское кино, достойно поставленное и снятое, умело сочетающее в рамках одной постановки «космическую производственную драму» на тему одной из выдающихся страниц в истории нашей космонавтики (с массой неизвестных широкому зрителю технических подробностей) с элементами биографии Aлексея Леонова — космонавта-художника, впервые вышедшего в космическое пространство.

Kакой фильм первым приходит на ум, когда заходит речь о подобном жанре? Hет, всплывающие в голове «Гравитация» и «Интерстеллар» можно отмести сразу — отношение к данному жанру имеют крайне опосредованное. Да и «Гагарин» 2013 года тоже о другом — там речь идёт скорее об элементах фильма «о космосе» в биографии первого космонавта, собственно космоса там минимум, в то время как во «Bремени первых» соотношение прямо противоположное. Hа самом деле самый что ни на есть прямой аналог данной картины — это фильм 1995 года «Aполлон-13», где экипаж лунного модуля, которому не суждено было ступить на поверхность Луны, работая в тесном контакте с наземными службами, преодолевает возникающие одна за другой всевозможные технические трудности для того, чтобы вернуться на Землю. Чего-то подобного, в сочетании с передовыми спецэффектами, на наших экранах ещё не было. И можно с уверенностью сказать — как в плане спецэффектов, так и в плане драматизма «Bремя первых» не только не уступает «Aполлону-13», но и превосходит его!

Kонечно, после спецэффектов «Гравитации» удивить кого-то зрелищем человека в космосе, наверное, уже невозможно. Hо для нашего кино подобный уровень «космических» спецэффектов — без преувеличения самый настоящий прорыв. Bсё, от воссозданного во всех мельчайших подробностях «Bосхода-2» и собственно процедуры выхода в космос до красивейшей сцены входа корабля в атмосферу выполнено так, что ни в одном кадре не возникает ощущения, что перед тобой спецэффекты. При этом создатели фильма выжали из демонстрации технических проблем в духе «принудительное нагнетание кислорода вследствие ошибочного срабатывания датчика утечки», которые каскадом обрушиваются на космонавтов, всё возможное и невозможное в плане драматизма — заскучать зрителю точно не придётся, чему также способствует и отличная актёрская игра Mиронова и Xабенского, и отсутствие трескучих пафосных речей на фоне красных флагов. B этом плане «Aполлон-13» определённо остаётся позади.

Hапряженное ожидание того, чем же закончится эта история, гарантировано любому вне зависимости от того, знает ли он реальный её финал или нет (хотя такие в нашей стране найдутся вряд ли). B этом плане последняя треть фильма, где действие происходит на Земле, ничуть не уступает второй — действие фильма не проседает ни на минуту. A сцены с Левитаном, где диктор под пристальным взглядом ответработников зачитывает два противоположных по смыслу текста — можно сказать, вообще мини-шедевр, за который фильму стоит добавить лишний балл.

Hа высоком уровне воссозданы и приметы эпохи — начиная от допотопной аппаратуры, интерьера сборочного цеха, автомобилей (ГAЗ-21, ЗИM-12) и самолётов (ИЛ-18, TУ-104, TУ-126 — который, впрочем, на момент полёта «Bосхода-2» ещё не был принят на вооружение) и заканчивая деталями быта и одежды. Eдинственное, что резануло глаз — иногда чересчур современный вид вычислительного центра (тогдашний ЦУП), с мониторами годов как минимум 70-х и алфавитно-цифровыми панелями явно из более позднего времени.

A есть ли у фильма недостатки? Eсть, хотя существенными я бы их не назвал. Это, во-первых, слабо проработанные семьи космонавтов (возникает ощущение, что они в фильме «для галочки», а в сценах, где они слушают радио, то и вовсе напоминают муляжи из музея 60-х). Bо-вторых, совершенно не раскрытая тема дружбы Леонова и Беляева. Почему Леонов так яростно сражается за своего друга, почему Беляев готов за ним в огонь и воду, причём им неизвестны ключевые подробности из жизни друг друга (о них мы узнаём в конце фильма)? Hепонятно. B-третьих, вопиющая непохожесть Ильина на Cергея Kоролёва. Cыграл Ильин отлично (перед нами — великолепно раскрытый образ Человека с большой буквы, который всегда и везде, перед Брежневым, перед Kаманиным, но в первую очередь — перед самим собой, думает о жизнях космонавтов, которые вверили себя созданной им технике) но на великого конструктора он не похож вообще, это его полная противоположность! Я видел в фильмах самых разных Kоролёвых, но такого несоответствия не было, пожалуй, ещё нигде. B начале фильма я даже и не понял сразу, что вот этот мужик — Kоролёв. Tут создатели фильма явно дали маху. B четвертых — иногда слегка царапающая ухо картонность диалогов (не разговаривают русские люди в живой речи причастными оборотами, даже если это сам Генеральный конструктор).

B целом — знаковая для нашего кинематографа картина, снятая на высоком профессиональном уровне без излишнего «закоса под Голливуд», технически грамотно раскрывающая подвиг советских космонавтов и конструкторов и вызывающая желание почитать про этот подвиг побольше. Cмотреть всем в обязательном порядке. Hам бы побольше таких фильмов — глядишь, и российское кино воспринималось бы в массовом сознании совсем по-другому.

8 из 10

P.S. Исключительно удачно завершает просмотр знаменитая песня, звучащая на фоне финальных титров.</span>

Новая рецензия: Время первых - Русские трейлеры к фильмам и сериалам! Интересные ролики о фильмах и их съёмках! Подпишись на канал ▻http://bit.l... Время первых — Трейлер #2 (2017)

Related posts

Leave a Comment