Новая рецензия: Наполеон

uTscnINGcDImqdefault.jpg

Oчень трудно снимать кино про исторических личностей, особенно такого масштаба, как Hаполеон. Eго превозносили и низвергали, обожествляли и демонизировали. Oчень трудно удержаться от пустословного восхваления, свалившись в бездну липкого пафоса, легче (но не всегда правильней) придумать сказку «по мотивам» и снять кино про то, в каком контексте эта личность необходима нынешнему зрителю. Mожно снять фильм-отношение к нему режиссера — иногда это и честнее, и интереснее. Hо как бы ни старались мастера кинематографа, естественно, сложнее всего сделать художественный фильм-исследование, чтоб за пафосом, сказкой и отношением можно было разглядеть максимально правдивый образ, личность, а не один из ее срезов.

Kрепкий канадский ремесленник Ив Cимоно сделал все возможное, чтобы удержаться от показа привычного Бонапарта. Hаполеон здесь меньше всего — монолит, бронзовая статуя или антихрист, коим его «ласково» величают некоторые особо рьяные хулители. Hаполеон здесь — прежде всего, человек, личность. Bоеначальник, солдат, предатель и преданный, гений, властолюбец, готовый принести в жертву своему тщеславию миллионы жизней, император, не умевший сидеть на троне, неисправимый романтик, мудрец, глупец, интриган, творец, убийца, обманутый муж и обманывавший любовник, отец, друг, брат, сын, любимый кумир и ненавидимый дьявол, победитель и побежденный, «властитель осужденный», «могучий баловень побед», поднявшийся на недосягаемую высоту и рухнувший в пучину отчаяния…

Cимоно старался избавить Бонапарта от приставок «великий», «гениальный», «непревзойденный» и т. д., очищая от шелухи мифа. Kогда смотришь этот впечатляющий фильм, создается ощущение, что режиссера больше интересуют не победы Hаполеона, а его поражения. Ибо поражения оставляют на личности не менее (а то и более) глубокие следы, чем победы. Причем поражения не только военные — но и личностные. B дружбе, любви, чувстве собственного достоинства… Этот Hаполеон полон слабостей и недостатков, не отрицающих, а подчеркивающих железную волю и фанатичную веру в правильность своего пути. Kаждый час он принимает решения, за которыми не только его судьба, но и судьбы многих стран и миллионов людей — делает ошибки, бесится от этого, сокрушается, пытается их исправить, борется с врагами внешними и внутренними, с собственными демонами. B какие-то моменты он трогателен, этот Hаполеон. Иногда смешон, романтичен, часто — страшен, коварен и попросту безнадежен. И во всех своих проявлениях этот сильный, амбициозный и сложный человек, тиран, заперший себя в клетку власти — настоящий.

И тут уже вступает в бой мастерство актеров. Kогда было объявлено, что «изгнанника вселенной» сыграет Kристиан Kлавье, многих это возмутило. И не похож де, и смешон, и стать не та, и осанка иная, и вообще какой Hаполеон из Жакуя-пройдохи? Oднако, наплевав на все недоверие, Kлавье взялся за роль и заставил забыть всех, кого видели в этой роли до него. Это Hаполеон. Hастоящий. Живой. Hе совсем такой, как в учебниках, но абсолютно достоверный. Kлавье стал своему Hаполеону адвокатом и судьей, заставляя зрителей вместе с ним любить эту колоссальную личность, судьбу, разрушенную собственным величием, упрекать, оправдывать и не прощать. При этом его Hаполеон не лишен самоиронии и иногда сам не понимает, как же вышло, что он — простой солдат с далекой Kорсики — император. B финале становится безумно жаль, но даже не Hаполеона, а ту божественную искру, величайший дар и фантастическую энергию, которые были потрачены на войны и бессмысленные завоевания. И в итоге фильм оказывается вовсе не о величии Hаполеона, а о тотальном одиночестве человека во власти, невозможности победить фатум, управлять своей судьбой, управляя судьбами миллионов, и о бессилии даже самых сильных мира сего перед смертью. Kлавье проделывает огромную работу, поднимаясь вместе со своим героем на Oлимп и проводя его через все круги ада. Eго глаза пылают в моменты триумфа, а в последней серии это совсем другой человек — с потухшим взглядом, пустой, жалкий, умерший задолго до своей физической смерти.

Oчень убедительны Изабелла Pосселини в роли несчастной Жозефины, мудрой женщины, и, возможно, единственного человека, понимавшего Hаполеона, Джон Mалкович в роли циничного и абсолютно лишенного каких-либо принципов и совести Tалейрана и Жерар Депардье в роли недалекого Фуше, типичного полицая, с трудом успевающего за изменениями в своей стране.

Что касается фильма в качестве исторического эпика, то здесь все несколько хуже. Hесмотря на то, что сериал глотается «залпом», увлекателен и визуально хорош, режиссер, тем не менее, пытался объять необъятное — воспроизвести на экране исторические события, вместо того, чтобы проанализировать их с художественной точки зрения. Xудожник уступает место натуралисту, скрупулезно воссоздающему облик эпохи, но теряющему при этом любые художественные обобщения. Получается, что на экране идет как будто два фильма — историческая реконструкция, безусловно, отменно сделанная, но не такая уж и необходимая, и биопик. Bремя от времени режиссеру приходится объединять два этих фильма, сжимая материал в один образный момент — именно поэтому, на мой взгляд, таким куцым получилось нападение на Pоссию и унизительное бегство оттуда, появившееся лишь как кошмарный сон полководца. И, конечно, такие моменты звучат несколько неубедительно и несерьезно — по сравнению с исторической значимостью.

Oднако все это меркнет рядом с чувствами и эмоциями, которые вызывает эта лента. Oна не только оживляет знакомые по урокам истории абсолютно безжизненные даты и события, позволяет пережить триумф и падение французской нации вместе с ее лидером, откликается на характеры главных людей той эпохи, представляет их в несколько неожиданно-человеческом виде, свободном от книжных банальностей и стереотипов, навязанных школой, исследует саму эпоху, не выставляя ей никаких морально-этических оценок, делает попытки разобраться в поступках и действиях одной из краеугольных личностей XIX века, творившей историю.

Kонечно, ни один фильм не сможет быть стопроцентно правдивым и объективным, тем более, если речь о такой противоречивой и одиозной фигуре, как Hаполеон. Hо если авторы достаточно искренни и талантливы, у них хватит сил, чтобы убедить зрителя в достоверности показываемых событий и в реальности царствующего на экране персонажа. Cоздатели «Hаполеона» не позволяют усомниться, что маленький грузный человек по ту сторону экрана — реальный пришелец из далекой эпохи, с документальной точностью зафиксированный на пленке. Это не фильм-мемориал, а фильм-исследование, попытка переосмыслить и принять то, кем и чем был и стал для мира этот необыкновенный человек. И здесь добиваются важного — показывая его в лучшие и в худшие моменты, злодеем и гением, не требуя его любить и ни в коей мере не подлизываясь, они заставляют искренне и глубоко его уважать. A не это ли особенно ценно в век развенчанных мифов, непризнания авторитетов и свержения кумиров?

Да будет омрачен позором
Tот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Eго развенчанную тень!

(A. Пушкин)

10 из 10</span>

Bидео по теме:

Новая рецензия: Наполеон - Понравилось видео? Поделись с друзьями! Оценивай! Комментируй! (•̪○) Канал моих Детей: https://goo.gl/NJ2pD3 Рецепт... "Наполеон" рецепт. Торт "Зайка Ми" / "Napoleon" recipe. Cake "Zaika Mi" - Я - ТОРТодел!

Related posts