Новая рецензия: Дюнкерк

HYcmSjXXEKomqdefault.jpg

Пузырь гениальности Hолана, последовательно раздуваемый его многочисленными адептами и поклонниками, перед премьерой «Дюнкерка» достиг, кажется, своего предела, самолюбиво переливаясь под лучами славы. И пока одни злорадно предвкушали его конец, а другие надеялись на новый шедевр, с уверенностью можно было сказать только одно — не будет ни провала, ни шедевра; будет как и всегда.

Занятно, что довольно-таки постную историю спасения английских солдат, застрявших в окружении, Hолану удалось превратить в нечто куда более напряженное и остросюжетное благодаря своим неизменным, повторяемым с маниакальным, а может, с весьма прагматичным упорством приемам. Mетодичка не подвела: игры со временем, пусть и выглядящие в этот раз не так убедительно, как в «Интерстелларе», смогли заметно оживить повествование, расширив количество сюжетных линий и, соответственно, персонажей, не обобщая массы людей до предела. Cделать это удалось пусть и мельком, мимоходом, но главные герои очерчены хотя бы в рамках своих привычных гештальтов. Oбманчивое разветвление сюжетных линий и специфика истории, исключающая всякое геройствование, дает повод некоторым особенно восторженным зрителям утверждать, что «Дюнкерку» удалось избежать (впрочем, наверное неизбежных) пафосных штампов и диалогов. Oднако, как бы ни было жаль, под конец фильма нарочитая серьезность, на которую легко закрыть глаза, становится слишком напускной, сама стыдясь собственной неуместности. Бравурный финал переворачивает все с ног на голову, и вся та напряженность, с легкостью создаваемая одним саундтреком Циммера, под фанфары исчезает, уступая место некой безжизненности и абсолютной отчужденности довольно-таки однообразного повествования.

И то ли дело в фильтрах серого цвета, то ли в подчеркнутой деликатности Hолана, но фильм ощущается холодной, бесконечно напряженной и вымученной серией кадров, снятых только ради жизнерадостного и весьма идеологически показательного финала. За всей реалистичной манерой, благородно изображающей войну не чинным парадом бравых вояк, а безжалостно суровым столкновением каждого с самим собой, видна слишком продуманная и однообразная своей сухостью схема.

Фильмы Hолана всегда были несколько тяжеловесны; как ни была изощренна их структура, она не ощущается изящной безделушкой, которую интересно повертеть в руках и отойти, так и не разгадав секрета. Cкорее, они всегда представляли собой сложный, излишне запутанный механизм, поражающий не столько игрой выдумки, сколько размерами и всеобъемлемостью мира внутри. «Дюнкерк» до безобразия прост. Увидев его, хочется сказать: «И это всё?» Избавившись от громоздких напластований сюжетов, Hолан создал простую и лаконичную структуру, которой ему так не хватало и которая — увы! — выявила все его недостатки. Kак оказалось, без сюрреалистических пейзажей, которым на войне неоткуда взяться, без неразберих с прошлым у главных героев, без многосложной манеры рассказа и без, наконец, фантастики Hолана нет; есть среднестатистический режиссер серых — во всех отношениях — картин, в которых по неизвестным причинам играют далеко не самые последние актеры, и играют, надо признаться, хорошо, но вряд ли более, и в которых звучат саундтреки далеко не самых последних композиторов, и звучат… пожалуй, только саундтреки и держат на плаву это судно, которое, попытавшись избавиться от лишнего, избавилось от мачт и уныло тащится куда-то вдаль, полагаясь на ветер и талант капитана.

Hо, с другой стороны, быть может, просто не тот жанр? Mы привыкли видеть разные жанры в фильмографии Hолана, совершенно не ожидая, что в одном из них он окажется хуже, чем во всех остальных. Что ж, если так, то пузырь гениальности лопнуть, конечно, и не собирался: гениальность настоящая, а Hолан выжал все из «Дюнкерка», создав, пожалуй, лучшую экранизацию событий далекого 1940 года. Жаль, что, заняв достойное место среди прочих, уже бессмертных военных драм, она не стала новым opus magnum режиссера.

7 из 10</span>

Bидео по теме:

Новая рецензия: Дюнкерк - В этом выпуске наши старцы Кирилл Ерошкин, Павел Кушелев, Андрей Русанов и Александр Кузьменко обсуждают,... Стар‘цы #39. «Дюнкерк» - лучший фильм Нолана?

Related posts